Разборки в Капитале #05 Товарный фетишизм, ч3

https://com-soliron.livejournal.com/1680.html

[Здарова бандиты]

Ну что, думали разобрались с товарным фетишизмом? Ан нет, это были только цветочки. Сейчас пойдут ягодки! Это была лишь подготовка. Самая жесть начинается сейчас! По этому пристегнитесь, и понеслась!

Пожалуй теперь ваш мозг достаточно окреп для того чтобы понять что такое форма товара.

Но давайте начнём с простого. Что такое форма?

Ну, возьмём, например, военную форму.

[в человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее]

Надев военную форму, человек начинает выполнять определённые функции в обществе. Защищать границы, участвовать в военных операциях, парадах, и так далее. [Вот ты это знал? Не знал ты этого!]

Кроме того, военная форма наделяет любого человека своеобразным ореолом (имиджем) славы, героичности, “крутости”.

Вот как-то так же и с формой товара. Но давайте обо всём по порядку. Чтобы понять, что такое форма товара, давайте попробуем представить как она появилась. А заодно и закрепим материал прошлой серии.

Говорить мы будем о первобытно-общинном строе, когда люди жили небольшими группами, до 30-40 человек, и внутри таких общин не было обмена.

Внутри общины люди работали друг для друга. То есть люди обменивались разными видами труда. Таким образом различные виды труда приравнивались друг к другу как просто труд (т. е. просто расходование частички человеческой жизни).

Эти затраты ресурса человеческой жизни так или иначе измерялись продолжительностью труда. Не обязательно минутами/часами/сутками, но всё же продолжительностью, то есть в современном понимании - временем.

Общественно-трудовые отношения между людьми заключались в соглашении о том, что каждый член общины затрачивает какую-то частичку своей жизни, выполняя нужные для общины работы, и взамен получает от общины частичку жизни в форме тех работ, которые нужны лично ему. Проще говоря, люди сообща организовывали разделение труда и потребления в обществе. Ну например просто собравшись на совет общины.

Такой способ организации разделения труда и потребления в обществе подразумевает что все члены общины постоянно общаются и видят сколько труда затрачивает каждый на благо общины. Это, собственно, пожалуй главный фактор почему численность общины обычно не превышает 40 человек.

Само собой понятно, что на ранних этапах развития цивилизации большие общины имеют несомненное преимущество перед маленькими. По этому выживали и преуспевали те общины, которые могли быстро увеличиваться и достигать больших размеров.

Естественным образом обмен появляется сначала между общинами, а затем и внутри вновь-образованных больших общин.

Когда люди начинают обмениваться продуктами труда, в продуктах труда появляются определения стоимости.

Тот факт, что разные виды труда это просто расходование ресурса человеческой жизни (то есть по своей сути одно и то же), превращается в субстанцию стоимости. Например, нам кажется что и в айфоне и в апельсине содержится ценность. Только в айфоне количество этой ценности гораздо больше чем в одном апельсине. Но по своей сути ценность в айфоне точно такая же как ценность в апельсине (если забыть о количестве ценности).

Продукт труда надевает погоны.

Затраты ресурса человеческой жизни, измеренные продолжительностью этих затрат, превращаются в величину стоимости. То есть в представление о том, что в разных предметах содержится разное количество ценности. В представление о том, что “в одном айфоне содержится гораздо больше ценности чем в одном апельсине”.

Продукт труда надевает кокарду.

Наконец, те отношения между индивидом и обществом, в которых человек работает для общества, а общество для человека, превращаются в меновую стоимость (то есть в меновое отношение продуктов труда).

Продукт труда надевает исподнее.

Итак, получив определения стоимости, продукт труда надевает форму товара.

Как человек, надевший военную форму, начинает выполнять определённые функции в обществе, также и продукт труда, надев форму товара, начинает выполнять определённые функции.

Теперь община может быстро расширяться сколько ей влезет и достигать каких угодно размеров. Теперь не нужно выстраивать общественно-трудовые отношения с общиной в лице большого количества её членов. Достаточно произвести товар и принести его на рынок. Общественно-трудовые отношения между людьми никуда не делись, они просто, так сказать, застыли в товаре, в виде меновой стоимости.

Далее. Как военная форма наделяет человека ореолом славы, героичности, “крутости”, также и товарная форма наделяет продукт труда ореолом таинственности. Откуда же возникает загадочный характер продукта труда, как только этот последний принимает форму товара?

[Очевидно, из этой самой формы.]

Когда в продукте труда появляются определения стоимости, продукт труда становится таким образом, вещью, в которой равенство видов труда отражается как стоимость, общественно-трудовые отношения отражаются как меновая стоимость. То есть, в товаре общественные отношения людей отражаются как свойства вещей. Это и есть таинственность товарной формы.

[таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей.]

Продукт труда становится товаром не благодаря тому, что в нём содержится стоимость. А благодаря тому, что в нём общественные отношения людей отражаются как стоимость.

[Благодаря этому quid pro quo [появлению одного вместо другого] продукты труда становятся товарами, вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными.]

“Чувственно-сверхчувственные вещи”... [what the fuck is this?!]

Чувственный значит воспринимаемый органами чувств (видимый, осязаемый и так далее.

Сверхчувственный, стало быть, не доступный для восприятия органами чувств, находящийся за пределами чувственного восприятия.

[В прямую противоположность чувственно грубой предметности товарных тел, в стоимость [Wertgegenstandlichkeit] не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость [Wertding] остается неуловимым.]

[Скажите, батенька] что первое приходит вам на ум при слове “фетишизм”? Не латексный ли костюм случаем? Который так же можно назвать формой… Вот и Маркс пишет про форму… [Совпадение? Да, совпадение!]

А теперь [скажите, батенька] устарел ли Маркс или, наоборот, стал ещё более актуален? Пишите в комментах!